Путин: у нового правительства нет ни минуты на раскачку... для реализации нацпроектов в намеченные сроки и в полном объем
27.02.2020 - Назначены кураторы и руководители национальных проектов из числа вице-премьеров:
Национальные проекты по 12 направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.
Кураторы
"Производительность труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт" - Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
"Демография, здравоохранение, образование и наука" - Татьяна Голикова - 4 проекта.
"Экология" - Виктория Абрамченко будет курировать национальный проект "Экология".
"Безопасные и качественные автодороги", "Жилье и городская среда", а также транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года - Марат Хуснуллин.
"Культура" и "Цифровая экономика" - Дмитрий Чернышенко.
Руководителями нацпроектов назначены министры профильных направлений. Например, "Демография" - министр труда и социальной защиты Антон Котяков, "Образование" - министр просвещения России Сергей Кравцов, "Здравоохранение" - глава Минздрава Михаил Мурашко, "Наука" - глава Минобрнауки России Валерий Фалькови так далее.
Здравоохранение. Бюджет 1 725,9 млрд руб. 8 федеральных проектов
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА до 31.12.2024. КУРАТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА - Голикова Татьяна Алексеевна.Что обещают?
1. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Первичная медицинская помощь должна быть доступна всем гражданам России, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах. Будет создана новая модель медицинской организации на основе «бережливых» технологий. Бюджет: 62,5 млрд руб.
2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Смертность от инфарктов, инсультов и других сосудистых нарушений должна быть снижена почти на четверть. Для этого, в частности, переоснастят современным медицинским оборудованием 140 сосудистых центров и 469 первичных сосудистых отделений. Бюджет: 75,2 млрд руб.
3. Борьба с онкологическими заболеваниями. Смертность россиян от новообразований, в том числе злокачественных, должна снизиться. К 2024 году будут созданы не менее 420 центров амбулаторной онкологической помощи и переоснащены как минимум 160 диспансеров и больниц в регионах. Также появятся 18 референс-центров, которые будут помогать ставить и проверять диагнозы с помощью самых современных методов. Бюджет: 969,0 млрд руб.
4. Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям. Снижение младенческой смертности является основной задачей проекта. В течение шести лет в симуляционных центрах пройдут обучение 52,5 тыс. специалистов в области перинатологии, неонатологии, педиатрии. Всего планируется построить и реконструировать 40 детских больниц в регионах и перевести 95% детских поликлиник на «бережливые» технологии. Бюджет: 211,2 млрд руб.
5. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами. Дефицит врачей и среднего медперсонала в поликлиниках будет практически ликвидирован – благодаря реализации проекта эти должности будут укомплектованы на 95%. К концу 2024 года в России станет почти на 10% больше врачей. Бюджет: 166,1 млрд руб.
6. Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий. К концу 2022 года в России должна полностью сформироваться сеть из 27 национальных медицинских исследовательских центров. Они будут помогать внедрять в больницах инновации и основанные на регулярно обновляемых клинических рекомендациях системы контроля качества медпомощи, которые за шесть лет появятся в 750 учреждениях здравоохранения. Бюджет: 63,9 млрд руб.
7. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). К 2024 году по всей России заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг будут доступны запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис, медицинские документы независимо от региона, где находится пациент. Бюджет: 177,7 млрд руб.
8. Развитие экспорта медицинских услуг. Благодаря созданию условий для роста экспорта отечественных медицинских услуг имидж российского здравоохранения в мире станет еще более позитивным, а благодаря пациентам из-за рубежа вырастут инвестиции в российскую медицину. Бюджет: 0,2 млрд руб.
28.02.2020. Что настораживает?
Счетная палата опубликовала материалы о состоянии нашего здравоохранения.Выводы Счетной палаты кототко: мы отстали на 200 лет. XXI век на дворе. А медицина у нас даже не в XX веке, а в XIX.
Факты:
1. По состоянию на 31 декабря 2018 года количество зданий в системе здравоохранения, где оказывается помощь больным людям, составляло 116 865.
2. 14% зданий находится в аварийном состоянии.
3. 35 618 зданий (30,5%) - нет водопровода.
4. 60 899 (52,1%) отсутствует горячее водоснабжение, в 48 033 (41,1%) – центральное отопление.
5. 41 220 (35%) нет канализации. В 819 зданиях канализация есть, но не работает.
6. В 37 934 (32,5%) – нет телефонной связи.
7. Из 36 290 зданий, оказывающих медицинскую помощь инвалидам, 16 955 зданий (47%) не оснащены пандусами, в 25 161 здании (почти 70%) отсутствуют кнопки звонка вызова медицинского персонала».
«Ну как же такое может быть?» – спрашиваешь себя и не находишь ответа.
Ладно бы мы были нищей страной, где нет природных богатств, а люди не образованы и не развиты. Но с нашими сырьевыми ресурсами, полетами в космос, великими учеными и прочими «исходными данными» вот эта запредельная запущенность медицинских учреждений кажется невероятной. Как мы дошли до жизни такой?
Ситуация с медперсоналом не лучше.
На конец 2018 г. уровень обеспеченности врачами в нашей стране – 37,4 на 10 тыс. населения.
По данным ВОЗ, в 2016 г. в Австрии на 10 тыс. человек было 51,4 врача, в Германии – 42,08, Греции – 45,9, Норвегии – 44,9, Швеции – 53,99. Почувствуйте разницу.
Хуже всего с врачами в Курганской области, там 24,2 врача на 10 тыс. населения. В Чечне – 26,8, Псковской области – 27,1.
И ведь врачей в последние годы еще и массово сокращали, добиваясь оптимизации здравоохранения. По сравнению с 2017 г. их стало меньше на 1%. А с младшим персоналом и вовсе произошла катастрофа, за один год его численность сократилась на 32,3%.
Из 72 404 штатных должностей педиатров заняты только 62 808. По детским специалистам — та же картина. Хуже всего с урологами-андрологами, в детских поликлиниках страны трудится всего 371 такой специалист, а штатных должностей для них предусмотрено 1008.
«Анализ представленных данных показал, что не все врачи имеют сертификат специалиста. По итогам 2018 года 7,1% педиатров не имеют необходимой квалификации». Бедные наши дети.
По данным Счетной палаты, в возрасте от 0 до 14 лет они чаще всего страдают от заболеваний органов дыхания, пищеварения, болезней глаз, травм и отравлений.
Количество подростков от 15 до 17 лет, у которых выявлены новообразования (онкология, проще говоря), в 2018 году выросло по сравнению с 2017 годом на 8%.
Инвалидами дети чаще всего рождаются в Чечне, Ингушетии и Дагестане. В Чечне из 10 тысяч новорожденных 74 ребенка сразу получают инвалидность.
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что, к примеру, в Тверской области, 95% детских поликлиник к концу 2020 г. должны быть оснащены медицинскими изделиями в соответствии с требованиями приказа Минздрава. Но 90% детских поликлиник области расположены в приспособленных помещениях (первые этажи жилых домов, пристройки и т.д.), где невозможно разместить тяжелое оборудование (рентгеновские установки, видеоэндоскопические стойки и т.п.).
Такая же история в Иркутской области, где детские поликлиники размещены в зданиях 50–70-х годов прошлого века, которые «не отвечают современным санитарным требованиям и не позволяют разместить кабинеты врачей-специалистов и реализовать организационно-планировочные решения в полном объеме, установленном приказом Минздрава».
То же самое в Ивановской и Новосибирской областях, Севастополе и Крыму. Им теперь требуются значительные средства, чтоб разработать проектно-сметную документацию и провести капремонт поликлиник, поскольку «для установки крупнотоннажного медицинского оборудования требуется соответствующая подготовка помещений».
Но каким же коротким надо обладать умом, чтоб так криво решать государственные задачи и так бессмысленно рулить бюджетными деньгами.
«Высокий уровень здравоохранения невозможно обеспечить без обратной связи с населением страны, так как именно анализ и учет общественного мнения позволяет своевременно корректировать политику в данной области и двигаться вперед, — справедливо замечает Счетная палата. – Но системный подход к сбору данных об удовлетворенности качеством медицинской помощи отсутствует».
Больше того, в марте 2019 г. правительство и вовсе исключило из госпрограммы «Здравоохранение» цель «Повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи» (планировалось его повысить до 54%). Поэтому теперь у Минздрава даже задачи такой нет – отслеживать удовлетворенность.
Однако есть и хорошие новости. Доля расходов на здравоохранение в ВВП растет.
В 2018 году она составляла 3,3%, а в 2019 году увеличилась до 3,5%.
Правда, как отмечает Счетная палата, в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель «составляет не менее 6,5% ВВП, а в таких странах, как Германия, Франция, США, он еще выше».
Счетная палата деликатно не указывает конкретные цифры по этим государствам. Но мы их приведем.
По данным ВОЗ, в Германии на здравоохранение расходуется 11,1% ВВП, во Франции – 11,5%, в США – 17,1%.
А у нас – 3,5%.